Пресс-центр

Интервью 04.09.2019 17:00

Интервью директора Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Константина Вышковского агентству Reuters в преддверии Московского финансового форума 2019

ПЛАНЫ ПО ОФЗ

Российский Минфин продолжит до конца года предлагать на аукционах облигации федерального займа в небольших объемах и хочет увеличить количество бумаг с длинным сроком обращения, сказал глава долгового департамента ведомства Константин Вышковский.

"В первом полугодии мы активно занимали и шли со значительным опережением графика, поэтому сейчас чувствуем себя вполне комфортно и в хорошем смысле можем в некотором плане диктовать рынку свои условия", - сказал Вышковский в интервью Рейтер.

"Увеличивать лимиты мы не планируем... Соответственно, с третьего квартала мы стали предлагать достаточно умеренные объемы - порядка 20-25 миллиардов рублей в неделю - и те инструменты, которые нам бы хотелось больше размещать. Речь идет о бумагах с более длительной дюрацией или чуть менее ликвидных, которых в обращении меньше, чем остальных".

Программа внутренних заимствований на 2019 год установлена в размере 2,28 триллиона рублей, из которых чистое привлечение (за вычетом погашения) составит 1,57 триллиона рублей.

С начала 2019 года Минфин привлек от продажи ОФЗ на аукционах 1,57 триллиона рублей, плюс 160 миллиардов рублей ведомство заместило за счет сверхпланового размещения евробондов. Таким образом, по оценке Минфина, до конца года ведомству осталось продать ОФЗ на сумму около 550 миллиардов рублей, или около 32 миллиардов рублей в неделю.

Вышковский сказал, что не видит предпосылок для увеличения программы заимствований в следующем году по сравнению с тем, что установлено в трехлетнем законе о бюджете.

В соответствии с основными характеристиками бюджета Минфин планировал в 2020-2021 годах занять на внутреннем рынке 2,38 и

2,56 триллиона рублей соответственно, из которых чистое привлечение должно составить 1,80 и 1,58 триллиона рублей.

 

"ХОРОШИЕ САДОВНИКИ"

Долговая стратегия Минфина предусматривает увеличение средней дюрации долгового портфеля РФ до 5 лет. В настоящее время, по оценке Минфина, средний срок погашения составляет менее 4 лет.

По словам Вышковского, более длительный срок сопряжен с ростом стоимости обслуживания, более короткий - с риском рефинансирования долга.

"При размещении нам нужно предлагать больше долгосрочных инструментов. И сейчас такие возможности есть", - сказал он.

Минфин летом впервые предложил рынку 20-летнюю ОФЗ с погашением в 2039 году и к настоящему времени провел два аукциона, продав бумаг на 40 миллиардов рублей. На первом аукционе спрос превысил предложение более, чем в 3,5 раза.

Вышковский допускает, что Минфин может предложить инвесторам и более длинную бумагу. Бюджетный кодекс ограничивает предельный срок государственных заимствований 30 годами.

"Как только мы увидим интерес к долгосрочным инструментам, подумаем и над таким предложением. Мы не исключаем такую возможность, но это не означает, что будем предлагать уже на следующем аукционе".

"Начать размещение какой-либо бумаги - еще не значит всю ее разместить. Как у хорошего садовника - если высадили что-то, значит, надо за этим ухаживать, взращивать, а то зачахнет. А мы хорошие садовники".

 

ЛИЦОМ К РЫНКУ

Вышковский сказал, что доля заявок, выставленных по справедливым ценам, на аукционах существенно возросла, а обещанные Банком России новые шаги в части смягчения денежно-кредитной политики будут способствовать дальнейшему снижению доходности российских бумаг.

"Это то, к чему мы стремились... Эмитент давно повернулся лицом к рынку. Рынок это понял и, надеюсь, оценил".

Минфин хочет, чтобы вслед за центром лицом к рынку развернулись и регионы.

"У нас есть концептуальная задача: мы видим необходимость наведения порядка на рынке субфедерального облигационного долга.

По большому счету у нас этого рынка в стране нет", - сказал Вышковский.

Минфин планирует посвятить этому вопросу отдельную сессию на предстоящем в сентябре финансовом форуме.

По его словам, очень ограниченное число субъектов размещает облигации на российском рынке, а те кто размещает, делают это неправильно.

"С точки зрения формата никто из субъектов не делает это в рамках аукционов, как это делает Минфин России. Это происходит в других формах, которые едва ли могут быть признаны прозрачными и рыночными. Сказывается в принципе недостаток понимания, как работать с инвестором, отсутствие понимания разницы между рыночными и нерыночными инструментами".

"Я вижу большую проблему в отсутствии в России вторичного рынка субфедерального долга. Все это неизбежно негативно сказывается на стоимости их заимствований. Мы будем активно призывать регионы следовать тому пути, который мы прошли за последние 10 лет".

По его словам, принятые в текущем году изменения в Бюджетный кодекс, которые вступят в силу в 2020 году, призваны стимулировать регионы совершенствовать свою долговую политику.

"Хороший заемщик получит больше свободы, он будет практически освобожден от необходимости с нами что-то согласовывать, например, регистрировать займы. А для "отстающего" заемщика сразу возникнет необходимость согласований с Минфином всей программы заимствований и мы будем смотреть, в какой форме они привлекают ресурсы, на каких условиях, как проводят размещения".

Субъектам, относящимся к группе плохих заемщиков, запретят в принципе привлекать рыночные ресурсы. Для них останется механизм льготных бюджетных кредитов, но получить их будет непросто - предоставление этих ресурсов будет обусловлено выполнением программы восстановления платежеспособности.

"Здесь прямая аналогия с МВФ. Хотите льготные ресурсы - выполняйте программу. Не прошли определенный этап - не получили очередной транш", - сказал Вышковский.

 

САНКЦИИ

Новые санкции США в отношении российского суверенного долга вынудят Минфин РФ изменить политику внешних заимствований, перенеся акцент на европейских и азиатских инвесторов и размещение облигаций в отличных от доллара валютах, сказал глава департамента госдолга министерства Константин Вышковский.

Минфин пока анализирует последствия новых санкций, но не собирается отказываться от выхода на внешние долговые рынки, планируя в 2020 году занять до $3 миллиардов.

В начале августа президент США Дональд Трамп одобрил второй раунд санкций против РФ за отравление российского двойного агента в Британии, которые вступили в силу неделю назад. Новые ограничения, в частности, включают запрет американским банкам покупать на первичном рынке суверенные российские облигации, номинированные в валюте.

Объявление о расширении санкций США привело к продажам ОФЗ и еврооблигаций, сообщал Центробанк

"Последние решения практического характера американских коллег и запрет на участие американских финансовых институтов в наших первичных размещениях - это неблагоприятный фактор, который вне сомнения повлияет на наши действия", - сказал Вышковский в интервью Рейтер.

"Очевидно, что это потребует некоторой корректировки заемной политики в плане выбора инструментов для размещения в других валютах, чем доллар. По всей видимости речь будет идти о смещении фокуса на Европу, на азиатских инвесторов", - сказал он.

Россия в текущем году дважды выходила на внешний рынок заимствований. В марте Россия разместила два транша евробондов - на $3 миллиарда и 750 миллионов евро, американские инвесторы купили 21,0% и 17,5% выпусков соответственно [nL8N2186SN]. В июне Минфин доразместил два выпуска еврооблигаций на $1,5 и $1,0 миллиарда, из которых инвесторы из США приобрели 24% и 29%

 

АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ

Минфин в любом случае не отказывается от выхода на внешние рынки, но пока оценивает последствия новых американских санкций, сказал Вышковский.

"Основной вопрос, каким образом смогут и смогут ли вообще американские инвесторы продолжать приобретать наши бумаги".

Ограничения не запрещают американским инвесторам покупать российские еврооблигации на вторичном рынке, но риск санкций может отпугнуть их от любого участия в суверенном долге РФ.

"Нам нужно понять, насколько вообще долларовые заимствования будут доступны вне зависимости от того, кто будет их покупать", - сказал Вышковский.

Во время размещения еврооблигаций в долларах США так или иначе задействованы американские институты, как минимум в роли плательщиков для перевода средств.

"Нужно понять реакцию американских банков, считают ли они это возможным".

При этом, по словам главы департамента Минфина, после объявления последних санкций в отношении госдолга РФ на рынке повысилась определенность и можно говорить о стабилизации доли вложений иностранных инвесторов в российские ценные бумаги.

"Пока я не думаю, что есть предпосылки того, чтобы доля нерезидентов в ОФЗ кардинально снижалась. На последних аукционах участие нерезидентов несколько снизилось, но пока говорить о том, что это тенденция, оснований нет. Роста какого-то тоже ждать не приходится. Пока можно говорить о стабильной ситуации", - сказал он.

По данным ЦБР, доля вложений нерезидентов в ОФЗ к 1 августа снизилась до 30,0% с 30,8% на начало июля. Доля нерезидентов в суверенных евробондах на 1 июля составляла 54,9% по сравнению с 52,3% на 1 апреля.

 

РАЗВОРОТ НА ВОСТОК

Россия уже несколько лет пытается договорится с Китаем о размещении ОФЗ в юанях, однако пока безуспешно.

Две недели назад в Россию приезжала делегация Минфина Китая, с которой чиновники российского ведомства обсуждали в том числе этот вопрос, сообщил Вышковский.

"По сути, остался один-единственный нерешенный вопрос - создание комфортного защищенного канала доступа китайских инвесторов к нашему рынку. Защищенного в смысле того, чтобы возможность платить по нашим бумагам и продать наши бумаги не зависела от решений иностранных юрисдикций", - сказал Вышковский.

Китай хочет при покупке российских бумаг опираться на иностранную инфраструктуру - международную расчетную систему Euroclear или американский банк. Россия, по словам Вышковского, считает это недопустимым, особенно на фоне усиления санкций, и хочет, чтобы китайские инвесторы приобретали суверенные бонды РФ с помощью российских или китайских финансовых институтов.

"Неприемлемо выпускать инструмент, рассчитанный на китайских инвесторов, понимая, что эти инвесторы могут купить его только с использованием иностранной инфраструктуры. С учетом текущих реалий мы позволить себе это не можем", - сказал Вышковский.

"Очевидно, что при таком подходе в любой момент все операции могут быть заблокированы... Мы хотим, чтобы это было либо через китайские институты, либо российские".

Пилотный выпуск ОФЗ в юанях Россия хотела разместить на Московской бирже еще в конце 2016 года на сумму, эквивалентную $1 миллиарду.