Документы

Доклад об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора) в 2018 г.

Доклад об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора) в 2018 г.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215.

В соответствии пунктом 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

Состояние нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора)

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2018 г. являлось соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Требования, подлежащие проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», а также принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами Минфина России:

- Положением о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н;

- Положением о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н;

- Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н;

- Порядком выдачи квалификационного аттестата аудитора, утвержденным приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 161н;

- Порядком и сроками сообщений в Министерство финансов Российской Федерации о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 31 января 2017 г. № 15н;

- Порядком создания единой аттестационной комиссии, утвержденным приказом Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51н;

- приказом Росстата от 2 декабря 2016 г. № 759 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством финансов Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов».

Перечень указанных нормативных правовых актов и их тексты размещены на официальном сайте Минфина России и в информационно-правовых системах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»).

Анализ указанных актов и практики их применения не выявил устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, не выявил каких-либо фактов, указывающих на невозможность исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов установленных требований, осуществления контроля со стороны Минфина России за исполнением саморегулируемыми организациями аудиторов этих требований, а также указывающих на какие-либо признаки коррупциогенности.

Организация государственного контроля (надзора)

Функции Минфина России установлены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.

Минфин России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности Минфина России.

Исполнение государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в Минфине России в 2018 г. осуществлял Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Данная деятельность Департамента регламентирована Положением о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 14 июня 2016 г. № 199.

Порядок исполнения государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов установлен Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1202 (далее – Положение о государственном контроле) и Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н.

В 2018 г. Минфин России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в части согласования проекта ежегодного плана проведения плановых проверок и Федеральным казначейством по вопросам внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аккредитация юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок не осуществлялась. Планирование проверок саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялось Минфином России на основе риск-ориентированного подхода. При составлении планов проверок оцениваются риски нарушений установленных требований как саморегулируемой организацией аудиторов, так и ее членами. На основе такой оценки определяются вопросы, подлежащие проверке. В частности, при планировании проверок на 2018 г. в качестве основных рисков деятельности саморегулируемых организаций аудиторов были определены риски, связанные с некачественным осуществлением внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, имеет первостепенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг и является одним из важнейших факторов устойчивого функционирования аудиторского рынка. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов имеет существенное значение в обеспечении качества аудиторских услуг и защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)

Финансирование расходов на исполнение функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялось за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Минфина России.

В осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов участвовало пять работников Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, имеющих квалификацию, позволяющую эффективно и результативно осуществлять проверки. Данные работники являются государственными гражданскими служащими, систематически проходят обучение по программам повышения квалификации. В 2018 г. пять работников участвовали в одной проверке. Помимо участия в проверках указанные работники выполняли иные функции в соответствии со своими должностными обязанностями.

К проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов эксперты и представители экспертных организаций не привлекались.

Проведение государственного контроля (надзора)

В 2018 г. государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялся:

1) в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством финансов Российской Федерации на 2018 г., утвержденным Минфином России 30 октября 2017 г. и согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее – План проверок). План проверок (в части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов) опубликован на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» (раздел «Аудиторская деятельность – Контроль и надзор») в декабре 2017.

В соответствии с Планом проверок проведена одна плановая выездная проверка:

соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов в части осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов:

в ноябре - декабре 2018 г. проверка саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» (далее – ААС).

2) в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о государственном надзоре проводились систематические наблюдения за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в Минфин России документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации в сети «Интернет (далее – наблюдение):

в апреле, августе и декабре 2018 г. - наблюдение за саморегулируемыми организациями аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) (далее – РСА), ААС.

Действия Минфина России по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и пунктом 2 Положения о государственном надзоре по результатам проведенной в 2018 г. проверки и наблюдений Минфином России вынесено (направлены):

1) предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушений требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов от 21 января 2019 г. № 010 ААС (срок принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений - 1 мая 2019 г.);

2) письмо Минфина России от 21 января 2019 г. № 07-03-21/2647 о выявленных в ходе плановой выездной проверки недостатках в организации работы по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (срок принятия мер по устранению недостатков в организации работы - 1 мая 2019 г.);

3) 10 писем Минфина России о выявленных в ходе наблюдения недостатках:

в РСА 5 писем (от 14 апреля 2018 г. № 07-03-19/24448, от 27 июня 2018 г. № 07-03-19/44387, от 13 июля 2018 г. № 07-03-19/49037, от 10 августа 2018 г. № 07-03-19/56599, от 14 декабря 2018 г. № 07-03-19/91301);

в ААС 5 писем (от 12 апреля 2018 г. № 07-03-19/24451, от 27 июня 2018 г. № 07-03-19/44393, от 13 июля 2018 г. № 07-03-19/49044, от 10 августа 2018 г. № 07-03-19/56606, от 14 декабря 2018 г. № 07-03-19/91306).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» информация о проведенной в 2018 г. проверке ААС и о ее результатах внесена в единый реестр проверок.

Во исполнение части 9 статьи 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» о результатах проведенной в ноябре - декабре 2018 г. проверки ААС и о принятом решении Минфин России проинформирует в марте 2019 г. Совет по аудиторской деятельности, созданный в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Информация о проведенной Минфином России проверке ААС и принятом по ее результатам решении опубликована на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет».

Проверенная в 2018 г. ААС в установленный в предупреждении и письме Минфина России срок должна представить в Минфин России отчет о выполнении предупреждения, письма и о принятых ААС мерах по устранению нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшей работе. О результатах устранения выявленных в ходе наблюдения недостатков саморегулируемые организации аудиторов письменно проинформировали Минфин России.

В целях оказания методической помощи саморегулируемым организациям аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России осуществлялась соответствующая методическая работа. Основными способами проведения такой работы в 2018 г. стали:

1) размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, и самих нормативных правовых актов, поддержание их в актуальном состоянии в течение 2018 г.;

2) размещение типовых программ проверок на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и поддержание их в актуальном состоянии в течение 2018 г.;

4) подготовка отчета о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2017 г. и размещение его на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет»;

5) обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 г., утвержденное приказом Минфина России от 30 июля 2018 г. № 1673 и размещения его на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет». Указанный документ обсужден и одобрен Советом по аудиторской деятельности и его Рабочим органом в мае - июне 2018 г.;

6) обобщение результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, осуществленного Минфином России в 2018 г., информирование об этом всех саморегулируемых организаций аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет»;

7) размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» Классификатора типовых нарушений обязательных требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, выявленных Минфином России в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, поддержание его в актуальном состоянии в течение 2018 г.;

8) проведение совещаний с саморегулируемыми организациями аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов» (май, август, декабрь 2018 г.). Информация о результатах совещания размещена на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет»;

В 2018 г. в судах не оспаривались основания и результаты проведения в 2018 г. в отношении саморегулируемых организаций аудиторов мероприятий по контролю.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

№п/п Наименование показателя I полугодие 2018 г. II полугодие 2018 г. Всего за 2018 г.
1 Общее количество проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, - всего, единиц 0 1 1
2 Общее количество внеплановых проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, единиц, в том числе по следующим основаниям: 0 0 0
3 по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, единиц 0 0 0
4 по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах, единиц 0 0 0
5 на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, единиц 0 0 0
6 на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры, единиц 0 0 0
7 по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, единиц 0 0 0
8 Общее количество документарных проверок, единиц 0 0 0
9 Общее количество выездных проверок, единиц 0 1 1
10 Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, единиц 0 1 1
11 Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, единиц 0 1 1
12 Выявлено правонарушений – всего единиц, в том числе: 0 8 8
13 нарушение обязательных требований законодательства, единиц 0 8 8
14 невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), единиц 0 0 0
15 Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, единиц 0 0 0
16 Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, единиц 0 0 0
17 Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, - всего, единиц, в том числе по видам наказаний: 0 0 0
18 предупреждение, единиц 0 0 0
19 административный штраф – всего, тысяч рублей, в том числе: 0 0 0
20 на должностное лицо, тысяч рублей 0 0 0
21 на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей 0 0 0
22 Общая сумма наложенных административных штрафов – всего, тысяч рублей, в том числе: 0 0 0
23 на должностное лицо, тысяч рублей 0 0 0
24 на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей 0 0 0
25 Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, тысяч рублей 0 0 0
26 Общее количество проверок, результаты которых были признаны недействительными - всего, единиц, в том числе: 0 0 0
27 по решению суда, единиц 0 0 0
28 по предписанию органов прокуратуры, единиц 0 0 0
29 по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), единиц 0 0 0
30 Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), единиц 2 2 2
31 Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых проводились проверки, единиц 0 1 1
32 Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом, единиц 0 1 1
33 Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок – всего, единиц 0 0 0
34 из них отказано органами прокуратуры в согласовании, единиц 0 0 0
35 Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) – всего, единиц 10 10 10
36 из них занятых, единиц 10 10 10
37 Количество проверок, проводимых с привлечением экспертов, единиц 0 0 0
38 Количество проверок, проводимых с привлечением экспертных организаций, единиц 0 0 0
39 Выполнение плана проведения проверок, % 0 100 100
40 Доля заявлений Минфина России, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, % 0 0 0
41 Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, % 0 0 0
42 Доля проверок, проведенных Минфином России с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Минфина России, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, % 0 0 0
43 Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых Минфином России были проведены проверки, % 0 50 50
44 Среднее количество проверок, проведенных в отношении одной саморегулируемой организации аудиторов, % 0 0,5 0,5
45 Доля проведенных внеплановых проверок, % 0 0 0
46 Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, % 0 0 0
47 Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, % 0 0 0
48 Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений, % 0 0 0
49 Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, % 0 100 100
50 Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, % 0 0 0
51 Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, % 0 0 0
52 Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % 0 0 0
53 Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % 0 0 0
54 Количество случаев причинения саморегулируемыми организациями аудиторов вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), % 0 0 0
55 Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, % 0 0 0
56 Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, % 0 0 0
57 Средний размер наложенного административного штрафа, тысяч рублей, в том числе: 0 0 0
58 на должностное лицо, тысяч рублей 0 0 0
59 на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей 0 0 0
60 Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, % 0 0 0

Отклонения значений показателей в 2018 г. от аналогичных показателей в 2017 г. связаны с началом проведения нового цикла проверок по соблюдению саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов в части осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

Принимаемые Минфином России меры по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов способствуют пресечению нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, и недопущению их в дальнейшем.

Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

По результатам осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов можно сделать следующие выводы и предложения:

1) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении требований к этим организациям, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, и тем самым защиту интересов членов этих организаций;

2) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и выполнения ими возложенных на них функций, а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

3) применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов направлено на снижение нагрузки на саморегулируемые организации аудиторов;

4) нормативные правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, не содержат устаревших, избыточных и дублирующих требований;

5) проводимые мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений способствуют сокращению предупреждений нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований;

6) проведенный государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявил нарушения и недостатки в осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов возложенной на них Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Выявленные нарушения и недостатки касались, в частности, организации соответствующей деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и внутреннего контроля за ней;

7) отсутствие системной работы саморегулируемых организаций аудиторов по профилактике нарушений обязательных требований аудиторскими организациями, аудиторами, что не способствует предупреждению нарушений обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, снижению административной нагрузки на аудиторские организации и аудиторов, мотивации их к добросовестной деятельности;

8) формальный подход к организации обучения и повышения квалификации контролеров, в результате чего обучение и повышение квалификации не приводят к реальному совершенствованию знаний и навыков контролеров;

9) формальный подход и длительные сроки рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов оказывают отрицательное влияние на оценку деятельности саморегулируемых организаций аудиторов со стороны членов саморегулируемых организаций аудиторов, пользователей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;

10) низкая эффективность воздействия саморегулируемых организаций аудиторов на своих членов в отношении качества оказываемых последними услуг является, в том числе, следствием недостаточной работы саморегулируемых организаций аудиторов по применению мер дисциплинарного воздействия, рассмотрению жалоб;

11) установление требований в отношении организации «корпоративного управления» в саморегулируемых организациях аудиторов (создание бюджетных комитетов, система внутреннего контроля, обязательная ротация руководящих кадров, включая исполнительные органы, отчетность перед членами, проведение общих собраний, др.) позволит повысить эффективность и открытость саморегулируемых организаций аудиторов, уменьшит количество нарушений и недостатков при осуществлении возложенных на саморегулируемые организации аудиторов Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функций;

12) распространение действия Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на саморегулируемые организации аудиторов, а также на иные саморегулируемые организации, членство в которых является обязательным, будет способствовать повышению ответственности саморегулируемых организаций в данном вопросе, а также создаст реальный механизм взаимодействия третьих лиц с саморегулируемыми организациями.

Дата публикации: 15.03.2019

Дата изменения: 15.03.2019

Прикрепленный файл: doc, 170 кБ