Документы

Принципы G20 по инвестициям в качественную инфраструктуру

Неофициальный перевод

Принципы G20 по инвестициям в качественную инфраструктуру

Вступление

• Инфраструктура является движущей силой экономического процветания и обеспечивает прочную основу для сильного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста и развития, которые являются ключевыми целями «Группы двадцати» и имеют решающее значение для продвижения глобальных, национальных и местных приоритетов развития. Тем не менее, мир по-прежнему сталкивается с недостаточным объёмом инвестиций в новую и существующую инфраструктуру, что может стать серьезным препятствием на пути экономического роста и развития или гарантии надежных государственных услуг. В этом ключе "двадцатка" подчеркнула необходимость наращивания объёма инвестиций в инфраструктуру. Предприняты усилия по поиску конкретных путей мобилизации большего частного капитала, таких как дорожная карта по инфраструктуре как классу активов (“Дорожная карта”), одобренная лидерами в 2018 году.

• G20 также подчеркнула важность качества инвестиций в инфраструктуру, в том числе в коммюнике лидеров на саммите в Ханчжоу в 2016 году и в дорожной карте. В инфраструктуре количество и качество могут дополнять друг друга. Новый акцент на качественных инвестициях в инфраструктуру будет опираться на усилия предыдущих председательств "Группы двадцати" по мобилизации финансирования из различных источников, в том числе из частного сектора и институциональных источников, включая многосторонние банки развития, тем самым способствуя сокращению нехватки инвестиций в инфраструктуру, развитию инфраструктуры как класса активов и максимизации положительного воздействия инвестиций в инфраструктуру.

• В настоящем документе излагается ряд добровольных, необязательных принципов, отражающих наши общие интересы.

Принцип 1. Повышение позитивного влияния инфраструктуры на достижение целей устойчивого развития и роста национальной экономики

    1. Обеспечение благоприятных условий для экономической деятельности

• Целью осуществления качественных инвестиций в инфраструктуру является максимизация положительного воздействия инфраструктуры на экономику, окружающую среду, социальную сферу и развитие, и создание благоприятного круга экономической деятельности при обеспечении источников государственного финансирования. Подобная схема весьма продуктивна и может применяться по-разному. Новые рабочие места создаются при строительстве, эксплуатации и обслуживании инфраструктуры, а дополнительным положительным эффектом развития инфраструктуры станет увеличение спроса на рабочие места. Передовые технологии и ноу-хау могут передаваться добровольно и на взаимосогласованных условиях. Это может привести к более эффективному распределению ресурсов, укреплению потенциала, повышению квалификации и повышению производительности труда в местных экономиках. Этот импульс повысит потенциал экономического роста, что приведет к расширению базы инвесторов и привлечению большего числа частных инвестиций. Это облегчило бы торговлю, инвестиции и экономическое развитие. Все эти ожидаемые результаты инвестиций должны учитываться при разработке и планировании проекта.

1.2 Содействие устойчивому развитию и сотрудничеству

• Инвестиции в инфраструктуру должны учитывать экономические, экологические и социальные аспекты и руководствоваться общим подходом к долгосрочной ответственности в соответствии с целями Устойчивого Развития на период до 2030 года, национальными и местными стратегиями развития и соответствующими международными обязательствами, а также принимать во внимание совместные усилия и общие выгоды. Объекты и услуги инфраструктуры должны основываться на целях устойчивого развития и должны быть широкодоступными, инклюзивными и полезными для всех. Положительные эффекты от экономической деятельности будут дополнительно обеспечены за счет расширения доступа к национальной, региональной и глобальной инфраструктуре на основе консенсуса между странами. Мобилизация внутренних ресурсов стран имеет ключевое значение для решения проблемы дефицита финансирования инфраструктуры. Развивающимся странам следует оказывать помощь в реализации своего потенциала, в том числе при подготовке проектов, с привлечением международных организаций. Инвестиции в качественную инфраструктуру также должны быть адаптированы к условиям отдельных стран и соответствовать местным законам и правилам.

Принцип 2. Повышение экономической эффективности на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Инвестиции в качественную инфраструктуру должны обеспечивать соотношение цены и качества и оставаться приемлемыми с точки зрения затрат на жизненный цикл проекта, принимая во внимание совокупные затраты на протяжении всего срока (планирование, проектирование, финансирование, строительство, эксплуатация и техническое обслуживание (O&M) и возможный снос), по сравнению со стоимостью актива, а также его экономическими, экологическими и социальными выгодами. Использование этого подхода помогает выбрать между обновлением существующей инфраструктуры (brownfield) или запуском нового проекта (greenfield). Подготовка проекта, как указано в принципах G20 по подготовке инфраструктурных проектов, имеет решающее значение в этом отношении.

• 2.1 при обеспечении эффективности следует учитывать затраты и выгоды, связанные с инвестициями в инфраструктуру на протяжении всего жизненного цикла. Строительство, O&M и возможные затраты на снос должны оцениваться на начальном этапе подготовки проекта. Определение механизмов для решения проблемы перерасхода средств и покрытия текущих затрат на O&M  имеет решающее значение для обеспечения финансовой устойчивости на всех уровнях проектов. Анализ затрат и выгод должен использоваться на протяжении всего жизненного цикла инфраструктурных проектов.

• 2.2 Инфраструктурные проекты должны включать стратегии по снижению рисков задержек и перерасхода средств, а также тех издержек, которые осуществляются на этапах после поставки. Необходимые элементы для достижения этой цели могут включать: (i) широкое вовлечение заинтересованных сторон на протяжении всего проекта; (ii) экспертные знания в области планирования, операций и снижения/смягчения рисков; и (iii) применение соответствующих гарантий и инструментов.

• 2.3 Инновационные технологии должны использоваться в рамках жизненных циклов инфраструктурных проектов, где это целесообразно, для повышения экономической эффективности существующей и новой инфраструктуры. Передовые технологии являются важным компонентом для новых и существующих активов и могут помочь улучшить доступность данных для мониторинга использования инфраструктуры, производительности и безопасности.

Принцип 3. Интеграция экологических аспектов в инфраструктурные инвестиции.

Как положительное, так и отрицательное воздействие инфраструктурных проектов на экосистемы, биоразнообразие, климат, погоду и использование ресурсов должно быть учтено в рамках всего процесса разработки инфраструктурных проектов, в том числе путем улучшения раскрытия этой информации, связанной с окружающей средой, и созданием возможностей для использования инструментов зеленого финансирования. Инфраструктурные проекты должны согласовываться с национальными стратегиями и обязательствами стран, а также с переходом к долгосрочным стратегиям с низким уровнем выбросов.

• 3.1 Эти экологические аспекты должны быть закреплены на протяжении всех жизненных циклов инфраструктурных проектов. Следует постоянно оценивать воздействие на окружающую среду самой разработки, процесса эксплуатации и технического обслуживания и возможную ликвидацию инфраструктурного объекта.

• 3.2 Прозрачность и открытость информации о воздействии на окружающую среду для всех заинтересованных сторон. Это повысит оценку устойчивых инфраструктурных проектов и повысит осведомленность о связанных с ними рисках.

Принцип 4. Устойчивость к природным катастрофам, чрезвычайным происшествиям и прочим рискам.

Учитывая растущее число и возросшие масштабы стихийных бедствий, а также постепенные  экологические изменения, мы сталкиваемся с необходимостью обеспечения повышенной устойчивости инфраструктуры к этим рискам. Инфраструктура также должна быть устойчива к антропогенным рискам.

4.1 Включение механизмов управления рисками природных катастроф и чрезвычайных происшествий на стадии планирования и проектирования инфраструктуры.

Комплексный план управления рисками бедствий должен оказывать влияние на проектирование инфраструктуры, текущее техническое обслуживание и предусматривать ускоренное восстановление основных механизмов инфраструктурного объекта.

4.2 Обеспечение надежности инфраструктуры за счет страхования рисков на случай чрезвычайных происшествий.

Принцип 5. Интеграция социальных аспектов в инфраструктурные инвестиции.

Инфраструктура должна быть инклюзивной, что позволит обеспечить экономическое участие и социальную интеграцию всех граждан. Экономический и социальный эффект должен рассматриваться в качестве важного компонента при оценке качества инвестиций в инфраструктуру и должен систематически анализироваться на протяжении всего жизненного цикла проекта.

5.1 Отсутствие дискриминации и открытый доступ пользователей к инфраструктуре. Достигается путем проведения содержательных консультаций с местным сообществом и принятия совместных решений на протяжении всего жизненного цикла проекта в целях обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре конечных пользователей.

5.2 Включение принципов инклюзивности на всех стадиях жизненного цикла инфраструктурного проекта. При проектировании, реализации и использовании инфраструктуры следует уважать права человека и потребности людей, особенно уязвимых групп населения, включая женщин, детей, инвалидов, коренное население, малообеспеченное население и маргинализированную часть общества.

5.3 Все работники должны иметь равные возможности доступа к рабочим местам, созданным за счет инвестиций в инфраструктуру, развитию навыков, возможности работать в безопасных и здоровых условиях, получению компенсации и справедливому, достойному и недискриминационному обращению. Особое внимание следует уделять тому, каким образом инфраструктура способствует расширению экономических прав и возможностей женщин на основе равного доступа к рабочим местам, включая хорошо оплачиваемые рабочие места, и возможностям, создаваемым инвестициями в инфраструктуру. Права женщин должны соблюдаться в контексте участия на рынке труда и требований к рабочим местам, включая профессиональную подготовку и политику в области охраны труда и здоровья.

5.4  Безопасные и здоровые условия труда как на объекте инфраструктуры, так и в окружающих общинах. Поддержание условий безопасности и гигиены труда также будет представлять собой экономическую выгоду во всем мире.

Принцип 6. Повышение качества управления инфраструктурой

Качественная система управления, применяемая на протяжении всего жизненного цикла инфраструктурного проекта, является ключевым фактором, обеспечивающим экономическую эффективность в долгосрочном периоде и прозрачность процесса реализации. Странам следует обеспечить наличие четких правил, развитых социальных институтов, а также высокого качества управления, как в государственном, так и в частном секторе экономики, с учетом принятых странами на международном уровне обязательств, что позволит минимизировать различные риски, связанные с принятием решений о запуске инфраструктурных проектов, и, таким образом, будет способствовать участию частного сектора в инфраструктурном развитии. Необходима координация действий на разных уровнях государственного управления. Наращивание экспертно-управленческого потенциала также является ключом к принятию обоснованных решений и обеспечению эффективности мер по борьбе с коррупцией. Кроме того, качество управления инфраструктурой также дополняется добросовестными практиками в частном секторе, включая практики ответственного ведения бизнеса.

6.1 Прозрачность конкурсных процедур при реализации инфраструктурных проектов должна быть обеспечена таким образом, чтобы проекты отвечали критерию «цена-качество», обладали высокими показателями безопасности, экономической и управленческой эффективности, а также чтобы инвестиции осуществлялись по назначению. Прозрачность, честность, предметная обоснованность и инклюзивность процессов, связанных с принятием управленческих решений, осуществлением конкурсных процедур и реализацией инфраструктурных проектов, лежит в основе качественного управления инфраструктурой. Бо?льшая открытость, в том числе в аспектах финансирования и официальной поддержки, позволит обеспечить равные условия для участников конкурсных процедур. При этом следует вовлекать как можно более широкий перечень заинтересованных лиц, в том числе пользователей инфраструктуры, местное население, организации гражданского общества и частного сектора.

6.2 Качественно сформированные и функционирующие управленческие институты должны быть созданы для осуществления оценки отдельных инфраструктурных проектов на предмет фискально-бюджетной стабильности, а также для определения приоритетных проектов к реализации с учетом всего доступного финансирования. В дополнение к указанной финансовой стабильности на уровне отдельных проектов, следует также уделять внимание вопросам обеспечения фискально-бюджетной стабильности на макроэкономическом уровне за счет внедрения прозрачных процедур оценки эффектов реализации финансируемых государством инфраструктурных проектов, включая фактор условных обязательств[1], поскольку инфраструктурные инвестиции могут оказывать значительное влияние на состояние государственного бюджета. Указанные процедуры будут дополнительно способствовать улучшению соотношения «цена-качество» в инфраструктурных проектах с учетом затрат на протяжении всего жизненного цикла, а также повышению фискально-бюджетной стабильности, экономии бюджетных средств для реализации будущих перспективных проектов и концентрации большего объема частных инвестиций. Функционально интегрированная и прозрачная система принятия решений по осуществлению инфраструктурных инвестиций, которая учитывала бы как реализуемые, так и инициируемые проекты, должна обеспечить эффективное управление бюджетными ресурсами.

6.3 Меры антикоррупционной политики, осуществляемые одновременно с усилиями по обеспечению прозрачности при реализации мер государственной политики, должны применяться для реализации принципа добросовестности в рамках осуществления инфраструктурных инвестиций в крупномасштабные, комплексные и долгосрочные проекты с большим числом заинтересованных лиц. При реализации инфраструктурных проектов на всех этапах жизненного цикла должны быть предприняты меры по противодействию коррупции.

6.4 Доступ к достоверной информации и данным является необходимым условием для принятия обоснованных управленческих решений, а также для обеспечения качества при управлении проектами и их оценке. Наличие информации и данных должно быть обеспечено на внутристрановом уровне для проведения анализа «затраты-выгоды» и необходимо в целях поддержки процедур принятия решений на государственном уровне и осуществления мониторинга эффективности реализации мер государственной политики, а также в целях ускорения процессов подготовки инфраструктурных проектов и повышения качества управления ими.

Принципы G20 по инвестициям в качественную инфраструктуру приняты 9 июня 2019 г. на Встрече министров финансов и управляющих Центрального банка в рамках председательства Японии в «Группе двадцати» в 2019 году.

 

[1] Условные обязательства, согласно определению опубликованного в 2019-м году Кодекса налоговой прозрачности МВФ, являются платежными обязательствами, чье наступление во времени и размер характеризуются вероятностными значениями и зависят от наступления одного или нескольких событий в отдаленном или неопределенном будущем.

Дата публикации: 18.12.2019

Дата изменения: 18.12.2019

Прикрепленный файл: doc, 58 кБ