Документы

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»

Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита
«Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2.-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18,
ст. 2117; № 45, ст. 5424; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 19, ст. 2331; № 31,
ст. 4191; № 52, ст. 6983; 2014, № 43, ст. 5795; 2016, № 1, ст. 26; № 27, ст. 4278; 2017, № 14, ст. 2007; № 30, ст. 4458; № 31, ст. 4811; № 47, ст. 6841; 2018, № 1, ст. 18; № 24, ст. 3409; 2019, № ___, ст. ___) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита
«Права и обязанности должностных лиц (работников)
при осуществлении внутреннего финансового аудита»

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов


Утвержден приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от «___» _____________г. № _____

I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета
(далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита.

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита».

3. Настоящий Стандарт определяет права и обязанности должностных лиц (работников) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств при осуществлении внутреннего финансового аудита, которыми являются:

должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита;

должностные лица (работники), привлеченные к проведению мероприятий внутреннего финансового аудита;

субъекты внутреннего финансового контроля.

Должностные лица (работники) и эксперты, привлеченные к проведению мероприятий внутреннего финансового аудита, наделяются правами и обязанностями должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (за исключением прав и обязанностей руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, а также руководителя аудиторской группы).

II. Права и обязанности должностных лиц (работников)
субъекта внутреннего финансового аудита

4. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий внутреннего финансового аудита имеют право:

запрашивать и получать от субъектов внутреннего финансового контроля документы, материалы и информацию, связанные с исполнением внутренних бюджетных процедур и необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;

в случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных средств полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) запрашивать и получать от должностных лиц (работников) этой организации (централизованной бухгалтерии) документы, материалы и информацию, связанные с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности этого главного администратора (администратора) бюджетных средств и необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита, в порядке, установленном договором (соглашением) о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности;

получать доступ к информационным системам, содержащим информацию о выполнении субъектами внутреннего финансового контроля внутренних бюджетных процедур;

в случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных средств полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) получать доступ к информационным системам этой организации (централизованной бухгалтерии) в части информации, связанной с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности этого главного администратора (администратора) бюджетных средств;

знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами по информационным системам главного администратора (администратора) бюджетных средств, которые используются субъектами внутреннего финансового контроля при выполнении внутренних бюджетных процедур, включая описание и применение средств защиты информации и контроля, предусмотренных в указанных системах;

посещать помещения и территории, которые занимают субъекты внутреннего финансового контроля;

подготавливать предложения и рекомендации по разработке и выполнению субъектами внутреннего финансового контроля мероприятий по совершенствованию организации, выполнения (обеспечения выполнения) внутренних бюджетных процедур, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;

подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;

консультировать субъектов внутреннего финансового контроля по вопросам, связанным с проведением мероприятия внутреннего финансового аудита и его результатами, а также связанным с совершенствованием организации и осуществления внутреннего финансового контроля, повышением эффективности использования бюджетных средств;

осуществлять профессиональное развитие, предусмотренное законодательством Российской Федерации, путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;

руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта «Внутренний аудитор»[1] в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.

5. Руководитель аудиторской группы, помимо указанных в пункте 4 настоящего Стандарта прав, имеет право:

подписывать и направлять запросы субъектам внутреннего финансового контроля о представлении документов, материалов и информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;

подготавливать и представлять на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по программе мероприятия внутреннего финансового аудита, в том числе по ее изменению (в случае если руководитель аудиторской группы одновременно не является руководителем субъекта внутреннего финансового аудита).

6. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита, помимо указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Стандарта прав, имеет право:

формировать аудиторские группы (определять членов аудиторской группы) для проведения мероприятий внутреннего финансового аудита и назначать руководителей аудиторских групп;

самостоятельно проводить мероприятия внутреннего финансового аудита в случае, если руководителем субъекта внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств;

обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств планирование, проведение и результаты мероприятий внутреннего финансового аудита;

подготавливать и направлять руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств предложения о внесении изменений в годовой план проведения мероприятий внутреннего финансового аудита, а также о приостановлении и (или) продлении сроков проведения мероприятия внутреннего финансового аудита;

на основании результатов проведенной оценки бюджетных рисков и надежности внутреннего финансового контроля уточнять перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе мероприятия внутреннего финансового аудита, а также программу мероприятия внутреннего финансового аудита;

обсуждать с субъектами внутреннего финансового контроля, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, связанные с осуществлением внутреннего финансового аудита вопросы, в том числе результаты проведения мероприятий внутреннего финансового аудита, отраженные в заключениях;

привлекать к проведению мероприятий внутреннего финансового аудита и включать в состав аудиторских групп должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и экспертов.

Требования к экспертам, привлекаемым к проведению мероприятий внутреннего финансового аудита, приведены в приложении № 1 к настоящему Стандарту.

7. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий внутреннего финансового аудита обязаны:

соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств;

соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

своевременно сообщать руководителю субъекта внутреннего финансового аудита (руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств) о нарушениях должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;

использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;

применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков
(риск-ориентированный) подход при планировании и проведении мероприятий внутреннего финансового аудита;

проводить мероприятия внутреннего финансового аудита в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания, подготавливать аналитические записки в рамках мероприятия внутреннего финансового аудита;

обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;

формировать рабочую документацию мероприятия внутреннего финансового аудита;

осуществлять хранение на бумажных и (или) на электронных носителях документов, материалов и информации, полученных (сформированных) в ходе и по результатам проведения мероприятий внутреннего финансового аудита;

анализировать бюджетные риски и способы их минимизации, а также выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;

принимать участие в подготовке заключения, а также годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

8. Руководитель аудиторской группы, помимо исполнения указанных в пункте 7 настоящего Стандарта обязанностей, обязан:

проводить предварительный анализ данных об объектах внутреннего финансового аудита в целях планирования и проведения мероприятий внутреннего финансового аудита;

исходя из результатов оценки бюджетных рисков, осуществлять планирование мероприятия внутреннего финансового аудита и формировать программу мероприятия внутреннего финансового аудита, а также представлять ее на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита;

обеспечивать выполнение программы мероприятия внутреннего финансового аудита;

осуществлять контроль качества проведения мероприятия внутреннего финансового аудита, в том числе рабочей документации мероприятия внутреннего финансового аудита, подготовленной членами аудиторской группы, а также контролировать достаточность аудиторских доказательств;

обеспечивать подготовку заключения;

знакомить соответствующих субъектов внутреннего финансового контроля, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, с программой мероприятия внутреннего финансового аудита, а также с заключением (проектом заключения);

обеспечивать рассмотрение письменных возражений и предложений субъектов внутреннего финансового контроля, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, по результатам проведенного мероприятий внутреннего финансового аудита (при наличии), а также подготавливать материалы по результатам такого рассмотрения.

9. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита, помимо исполнения указанных в пунктах 7 и 8 настоящего Стандарта обязанностей, обязан:

обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках в целях планирования деятельности субъекта внутреннего финансового аудита и проведения мероприятий внутреннего финансового аудита;

обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;

подготавливать предложения об организации и осуществлении контрольных действий, в том числе на основе оценки их результативности и эффективности;

представлять на утверждение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств годовой план проведения мероприятий внутреннего финансового аудита, предложения по внесению изменений в него, а также предложения о проведении внеплановых мероприятий внутреннего финансового аудита;

обеспечивать выполнение годового плана проведения мероприятий внутреннего финансового аудита;

утверждать программы мероприятий внутреннего финансового аудита и заключения по результатам их проведения;

обеспечивать контроль качества проведения мероприятий внутреннего финансового аудита;

рассматривать письменные возражения и предложения субъектов внутреннего финансового контроля, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, по результатам проведенных мероприятий внутреннего финансового аудита;

представлять заключения руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств;

проводить мониторинг выполнения субъектами внутреннего финансового контроля мероприятий по совершенствованию организации, выполнения (обеспечения выполнения) внутренних бюджетных процедур, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;

представлять руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента;

представлять руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;

не допускать к проведению мероприятий внутреннего финансового аудита должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита, которые в аудируемый период организовывали, выполняли (обеспечивали выполнение) аудируемых (проверяемых) внутренних бюджетных процедур;

принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, в том числе приводящей к конфликту интересов личной заинтересованности должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и привлеченных к проведению мероприятий внутреннего финансового аудита должностных лиц (работников) и экспертов;

сообщать руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.

III. Права и обязанности
субъектов внутреннего финансового контроля

10. Субъекты внутреннего финансового контроля при проведении мероприятий внутреннего финансового аудита имеют право:

ознакомиться с программой мероприятия внутреннего финансового аудита;

получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением мероприятия внутреннего финансового аудита;

получать информацию о результатах мероприятия внутреннего финансового аудита (проект заключения), содержащую выводы, предложения и рекомендации по результатам проведения указанного мероприятия;

представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенных мероприятий внутреннего финансового аудита.

11. Субъекты внутреннего финансового контроля при проведении мероприятий внутреннего финансового аудита обязаны:

выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы (должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита), в том числе установленные настоящим Стандартом;

по результатам проведения мероприятий внутреннего финансового аудита разрабатывать и выполнять мероприятия по совершенствованию организации, выполнения (обеспечения выполнения) внутренних бюджетных процедур, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);

осуществлять внутренние бюджетные процедуры в присутствии должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита в случае, если при проведении мероприятия внутреннего финансового аудита в качестве его метода проведения применяется наблюдение.

Приложение № 1
к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита
«Права и обязанности должностных лиц (работников)
при осуществлении внутреннего финансового аудита»,
утвержденному приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от «___» _______________г. № ____

Привлечение экспертов к проведению
мероприятий внутреннего финансового аудита

1. Экспертом, привлекаемым к проведению мероприятия внутреннего финансового аудита, является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником соответствующей экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с темой и задачами мероприятия внутреннего финансового аудита.

2. Эксперты привлекаются к проведению мероприятия внутреннего финансового аудита в случаях, когда для достижения целей мероприятия внутреннего финансового аудита (исходя из его темы, задач, а также перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения мероприятия внутреннего финансового аудита) необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица, работники главного администратора (администратора) бюджетных средств.

3. Критериями, свидетельствующими о наличии специальных знаний, умений, профессиональных навыков и опыта у лица, привлекаемого в качестве эксперта, в том числе являются:

наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении мероприятия внутреннего финансового аудита, в том числе в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета, аудита, экономики, государственных (муниципальных) финансов, информационных технологий, юриспруденции и иных вопросов;

наличие образования и профессиональной подготовки, необходимых для исследования вопросов при проведении мероприятия внутреннего финансового аудита;

наличие сертификатов, лицензий и (или) других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие исследованию при проведении мероприятия внутреннего финансового аудита;

членство в профессиональных объединениях, саморегулируемых организациях в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие исследованию при проведении мероприятия внутреннего финансового аудита, а также соблюдение этим лицом стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями;

профессиональная репутация.

4. В качестве эксперта может быть привлечено лицо:

не состоящее в настоящее время и не состоявшее в аудируемый период в трудовых отношениях с главным администратором (администратором) бюджетных средств, которым привлекается данное лицо;

не являющееся должностным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля;

деятельность которого соответствует принципам внутреннего финансового аудита, установленным федеральным стандартом внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита».

5. Привлечение экспертов осуществляется посредством:

выполнения экспертом конкретного вида и определенного объема работ на основе заключенного с ним государственного (муниципального) контракта или иного гражданско-правового договора;

включения экспертов в состав аудиторской группы для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных оценок в рамках проведения мероприятия внутреннего финансового аудита.

6. Результаты работы экспертов, привлеченных к проведению мероприятий внутреннего финансового аудита, используются при подготовке субъектом внутреннего финансового аудита заключения, включаются в рабочую документацию мероприятия внутреннего финансового аудита, а также по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут отражаться в заключении.

7. Результаты работы эксперта представляются в формах, установленных в соответствующем государственном (муниципальном) контракте или договоре, фиксируются в акте приемки работ (оказанных услуг) и подлежат рассмотрению с точки зрения достоверности информации, на которой основывается его оценка (заключение), а также в отношении обоснованности содержащихся в нем выводов, предложений или рекомендаций.

Использование результатов работы экспертов не освобождает должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита от ответственности за выводы, сформированные ими по результатам мероприятий внутреннего финансового аудита и отраженные в заключении.


[1] Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2015 № 398н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2015 г., регистрационный № 38251).

Дата публикации: 22.07.2019

Дата изменения: 22.07.2019

Прикрепленный файл: docx, 54 кБ