Документы

Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-26)

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии 

Информационное сообщение
15 января 2019 г. № ИС-аудит-26 

Участие аудиторских организаций в ведении единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые, среди прочего, затрагивают деятельность аудиторских организаций.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ) сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот реестр ведет ФНС России.

Одним из условий отнесения обществ с ограниченной ответственностью (ООО) к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие среди участников ООО иностранных юридических лиц, соответствующих по состоянию на 1 января текущего календарного года следующему критерию: доход, полученный этими лицами от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд. рублей и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышает 250 человек[1]. Сведения о таких участниках ООО-иностранных юридических лицах используются для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 6.2 статьи 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ) источником таких сведений для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства являются аудиторские организации (ранее – такое полномочие у аудиторских организаций отсутствовало). Данное полномочие реализуется в следующем порядке:

1) аудиторская организация оказывает ООО, заинтересованным во включении сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, аудиторскую услугу (по инициативе ООО). Услуга заключается в подтверждении аудиторской организацией соответствия участников ООО-иностранных юридических лиц приведенному выше критерию[2];  

2) с целью подтверждения указанного соответствия аудиторская организация сопоставляет данные о величине дохода за год и среднесписочной численности работников иностранного юридического лица с указанным выше критерием. Для сопоставления ООО должно предъявить аудиторской организации отчетность иностранного юридического лица за соответствующий год, представленную в налоговый орган страны, где учреждено это лицо;

3) по результатам оказания данной услуги аудиторская организация формирует перечень ООО, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие описанному выше критерию;

4) аудиторская организация направляет перечень таких ООО в ФНС России[3]. Перечень представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального Интернет-сайта ФНС России. Срок представления перечня - с 1 по 5 июля.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ в части описанной новеллы вступил в силу 1 декабря 2018 г.

Усилена ответственность аудиторов

В соответствии со статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в подтверждении достоверности фальсифицированных финансовых документов учета и отчетности организации, осуществленном в целях сокрытия признаков банкротства либо оснований для отзыва (аннулирования) у такой организации лицензии и (или) назначения в ней временной администрации, несет уголовную ответственность. В данной статье речь идет о действии, совершенном в отношении документов кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организации, организатора торговли, кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, акционерного инвестиционного фонда.  

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 530-ФЗ внесены изменения в эту статью:

1) увеличен размер штрафа, назначаемого в качестве наказания за данное преступление: ныне - от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей (ранее – от 300 тыс. рублей до 1 млн. рублей);

2) для случаев назначения принудительных работ и лишения свободы в качестве основного наказания за данное преступление исключена возможность не назначать дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ранее – основное наказание назначалось вместе с дополнительным наказанием или без него);

3) введен отдельный состав данного преступления - совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ранее – отсутствовал). Данное преступление наказывается штрафом в размере от 3 до 5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 530-ФЗ вступил в силу 8 января 2019 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России


[1] В число таких иностранных юридических лиц не входят те, государство постоянного местонахождения которых включено в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

[2] Подтверждение осуществляется ежегодно.

[3] Для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства используются перечни, представленные в ФНС России аудиторскими организациями, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций. Данные сведения представляются в ФНС России Минфином России.

Дата публикации: 16.01.2019

Дата изменения: 16.01.2019

Прикрепленный файл: docx, 52.9 кБ